Особенностью автоматизации бизнеса является то обстоятельство, что в данном случае владелец магазина, который хочет автоматизировать торговлю на своём, как правило, небольшом предприятии, хорошо знаком с собственно процессом продаж, снабжения, инвентаризации и т. д., но слабо понимает, зачем, собственно, автоматизация этих видов деятельности нужна, а во-вторых, какие реальные плюсы и выгоды она даёт владельцу магазина.
Между тем, выгода, несомненно, есть, и она выражается в сэкономленном рабочем времени, большем количестве покупателей и лучшем качестве их обслуживания, уменьшении потерь товара и т. д. - то есть в денежном исчислении.
Перечислим устройства, используемые в автоматизации торговли; это - собственно POS-системы/POS-терминалы («компьютерные кассы», в понимании покупателей), а также периферийное оборудование, которое может в той или иной конструктивной комбинации подключаться к этой POS-системе/POS-терминалу: фискальные регистраторы, сканеры штрихового кода, терминалы сбора данных, считыватели магнитных карт, дисплеи покупателей. Также, к устройствам автоматизации торговли относят принтеры, распечатывающие документы для плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и принтеры этикеток, электронные весы (с печатью этикеток или без).
Автоматизацию типового магазина рассмотрим на примере небольшого торгового предприятия формата «у дома». Несомненно, наряду с общими моментами автоматизации различных по своей направленности магазинов, для каждого из них существует и определённая специфика, связанная непосредственно с особенностями торговли, которая влияет в конечном итоге на выбор конкретных аппаратно-программных средств. По этой причине, первый шаг, который необходимо выполнить при подготовке к автоматизации, - тщательно изучить особенности торговли в конкретном магазине.