Что делать?
А теперь давайте разберемся, что может предпринять организация для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий, связанных с наличием у нее и юридического, и фактического адреса (даже если эти последствия выражаются только в нервотрепке по поводу одиозного требования налогового органа о ликвидации организации).
Вариант первый - самый законный и беспроигрышный. Внести изменения в учредительные документы организации, чтобы адрес ее фактического места нахождения совпал с юридическим.
Вариант второй - работающий, но лукавый. "Создать" по месту фактического нахождения организации обособленное подразделение. Для этого нужно в течение месяца после фактического изменения адреса:
- письменно сообщить в налоговый орган, на учете в котором стоит организация, о создании обособленного подразделения <71>;
- подать в налоговый орган по месту фактического нахождения организации заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации <72>. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по месту фактического нахождения по любому основанию, предусмотренному НК РФ, то это заявление подавать не нужно <73>;
- направить в налоговый орган по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленного подразделения, а также контрагентам организации письмо с описью вложения и уведомлением о вручении с просьбой всю корреспонденцию, предназначенную для организации, направлять по месту нахождения обособленного подразделения.
При этом организации следует учесть, что, искусственно создавая обособленное подразделение, она реально получает все связанные с этим реальные проблемы. Ведь создав обособленное подразделение "для вида", организации придется реально отражать его существование в бухгалтерской и налоговой отчетности. А если такое обособленное подразделение "сделать" еще и филиалом, то появится и "лишняя" налоговая инспекция, полномочная провести выездную проверку <74>.
Вариант третий - крайний. Если по каким-то причинам организация не может использовать два предыдущих варианта, ей следует принять все возможные меры по своевременному получению корреспонденции, направляемой третьими лицами на ее юридический адрес.
Для этого можно договориться с отделением почтовой связи, обслуживающим юридический адрес организации, о пересылке корреспонденции, поступающей в адрес организации, по ее фактическому месту нахождения. В этом случае следует учесть, что время доставки корреспонденции существенно возрастет. Поэтому некоторые организации договариваются с почтовыми отделениями о том, чтобы приходящая в их адрес корреспонденция оставалась на почте и забиралась уполномоченным сотрудником организации, например, раз в неделю. В этом случае необходимо оформить на соответствующего сотрудника доверенность на право получения корреспонденции от имени организации. В случае особо теплых отношений между организацией и почтовым отделением сотрудники отделения могут по телефону сообщать о поступлении корреспонденции в адрес организации.
Также организация может уведомить и своих контрагентов, и контролирующие органы о почтовом адресе, по которому следует направлять предназначенную для нее корреспонденцию. Сделать это нужно так, чтобы у организации остались доказательства того, что заинтересованные лица имели информацию о ее почтовом адресе (то есть об адресе ее фактического места нахождения). Например, направив контрагентам и в "свою" налоговую инспекцию письмо с просьбой направлять корреспонденцию, предназначенную для организации, по ее почтовому адресу ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Или указывать адрес фактического места нахождения на представляемых в налоговый орган документах (декларациях, расчетах и т.п.) при условии, что у организации останется экземпляр такого документа с отметкой налогового органа о принятии.
Ведь если контрагентам организации и контролирующим органам будет известен ее почтовый адрес, они будут обязаны направлять любую корреспонденцию по этому адресу <75>.
-------------------------------
<71> Подпункт 3 п. 2 ст. 23 НК РФ; форма N С-09-3.
<72> Форма N 1-2-Учет.
<73> Пункты 1, 4 ст. 83 НК РФ.
<74> Пункт 2 ст. 89 НК РФ.
<75> Постановления Президиума ВАС РФ от 15.11.2005 N 9357/05; ФАС ДВО от 14.06.2006 N Ф03-А16/06-2/1218; ФАС ЗСО от 25.04.2006 N Ф04-2214/2006(21854-А03-3); ФАС МО от 28.05.2007 N КА-А40/4283-07; ФАС ПО от 26.06.2007 N А72-7256/06-21/112; ФАС СЗО от 05.07.2007 N А56-44804/2006; ФАС СКО от 15.06.2007 N Ф08-2953/2007; ФАС УО от 23.07.2007 N Ф09-5675/07-С6; ФАС ЦО от 05.04.2006 N А64-1653/05-23.