Чем грозит несовпадение адресов?
Даже сознательно не внося изменения в учредительные документы о месте нахождения, организации, как правило, задаются вопросом: а какие неблагоприятные последствия может иметь несовпадение юридического и фактического адресов?
Гипотетические штрафы...
На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден: если налоговый орган выявит несоответствие юридического и фактического адресов, то руководитель организации будет привлечен к ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц <14>, когда такое представление предусмотрено законом. Размер административного штрафа за это правонарушение составляет 5000 руб. <15>. Но как раз этого штрафа бояться и не следует. Ведь срок для государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, в том числе в связи с изменением места нахождения, законом не установлен <16>. Поэтому и привлечь руководителя организации к ответственности за несвоевременное представление сведений невозможно <17>.
Иногда налоговые органы в такой ситуации пытаются оштрафовать руководителя организации на ту же сумму, но уже за представление недостоверных сведений <18>. Но в этом случае налоговому органу придется доказать, что сведения о месте нахождения организации, представленные при ее государственной регистрации, изначально были недостоверными, то есть представленные документы содержали неточности или искажения, например ошибки, допущенные в написании названия улицы, номера дома и т.п. <19>. А в случае, когда организация уже после государственной регистрации изменяет адрес своего места нахождения, это не так, ведь представленные сведения изначально были достоверными, но изменились впоследствии. При этом суды многократно указывали на то, что отсутствие организации по адресу, указанному в учредительных документах, в момент проведения проверки не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату регистрации <20>.
По этим же причинам в рассматриваемой ситуации руководитель организации не может быть привлечен к ответственности за представление в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные сведения <21>.
Выявить несоответствие юридического адреса организации ее фактическому месту нахождения и собрать доказательства этого налоговый орган может, например, путем проведения осмотра при выездной налоговой проверке <22> или путем опроса свидетеля <23>, при котором даны показания, что данная организация в здании, находящемся по адресу, указанному при ее государственной регистрации, помещений в собственности не имеет и не арендует.
--------------------------------
<14> Статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
<15> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
<16> Подпункт "в" п. 1, п. 5 ст. 5, гл. VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; Письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.2007 N 09-10/060223@.
<17> Пункт 4 Письма МНС России от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409; Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2007 N 09АП-9536/2007-АК, от 16.08.2007 N 09АП-10770/2007-АК, от 31.08.2007 N 09АП-11177/2007-АК.
<18> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.2007 N 09-10/060223@.
<19> Пункт 2 Приложения к Письму ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@.
<20> Постановления ФАС МО от 02.11.2006 N КА-А40/10640-06; ФАС ВСО от 15.05.2007 N А69-2603/06-3-Ф02-2744/07; ФАС ЗСО от 30.08.2007 N Ф04-5832/2007(37548-А67-37).
<21> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
<22> Статьи 89, 92 НК РФ.
<23> Статья 90 НК РФ.