Налоговые страшилки и не более
Но не стоит только о грустном. Кроме всего перечисленного, для организаций, имеющих несколько адресов, существуют еще и другие "пугала", которых бояться не стоит.
"Пугало" первое - налоговый орган, выявив, что организация не находится по адресу, указанному при государственной регистрации организации или при регистрации изменений в учредительные документы организации в части ее места нахождения, может в судебном порядке признать недействительной государственную регистрацию организации или регистрацию изменений, внесенных в ее учредительные документы. Страшно? Не пугайтесь, мы не знаем ни одного прецедента, когда подобные требования налоговиков были бы удовлетворены судом. Отказывая налоговым органам в удовлетворении подобных требований, суды приводят следующую аргументацию.
Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, предусмотренных Законом, а именно <57>:
- при непредставлении в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации;
- при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- при внесении изменений в учредительные документы организации, находящейся в процессе ликвидации;
- при регистрации создания организации, одним из учредителей которой выступает организация, находящаяся в процессе ликвидации;
- при регистрации организации, создаваемой путем реорганизации, если реорганизуемая организация находится в процессе ликвидации.
Норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных организацией сведений, Закон о госрегистрации не содержит. Сама регистрация носит заявительный характер, и ответственность за достоверность сведений, представляемых при регистрации, возложена на заявителя, а не на орган, осуществляющий госрегистрацию <58>. Таким образом, регистрация организации или изменений, внесенных в ее учредительные документы, с недостоверными сведениями о ее месте нахождения не может быть признана не соответствующей закону и недействительной <59>, даже если в учредительных документах указан несуществующий адрес <60>.
Кроме этого, как уже упоминалось, некоторые суды указывают, что отсутствие организации по юридическому адресу в момент проверки не является доказательством того, что организация отсутствовала по этому адресу в момент регистрации.
"Пугало" второе и самое страшное - налоговики ликвидируют организацию в принудительном порядке за допущенное при ее создании грубое нарушение закона <61>.
Да, налоговики достаточно часто обращаются в суды с требованиями о ликвидации организаций по указанному основанию. Но суды эти требования не удовлетворяют! Так как не считают несовпадение адреса, указанного в учредительных документах организации, и ее фактического места нахождения ни грубым нарушением закона, ни нарушением, носящим неустранимый характер <62>.
Более того, суды отказывают налоговым органам и в требованиях обязать организацию представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения. Ведь, как мы уже говорили, государственная регистрация носит заявительный характер, а значит, у регистрирующего органа нет права требовать представления каких бы то ни было документов <63>.
"Пугало" третье - если организация укажет в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники <64> в качестве места установки ККТ юридический адрес, а использовать кассовый аппарат будет по фактическому адресу, она может быть привлечена к ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ <65>.
Но под неприменением ККТ понимаются следующие деяния <66>:
- фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия);
- использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
- использование после истечения нормативного срока амортизации ранее применявшейся и включенной в Государственный реестр модели ККТ при ее исключении из названного реестра;
- использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
А ответственность за установку ККТ по иному адресу, чем указано в заявлении о ее регистрации, законодательством не установлена <67>.
Кстати, хотелось бы обратить ваше внимание на следующий нюанс, связанный с регистрацией ККТ. Как всем известно, используемая организацией ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах <68>.
С одной стороны, как следует из формы заявления о регистрации контрольно-кассовой техники <69>, место установки ККТ и место ее регистрации могут быть различны. Но, с другой стороны, указав в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники в качестве места установки ККТ адрес, отличный от места нахождения самой организации, организация фактически признает, что она создала или намеревается создать по указанному адресу обособленное подразделение, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом если адрес места установки ККТ и адрес места нахождения организации подведомственны разным налоговым инспекциям, то заявление о регистрации контрольно-кассовой техники должно представляться в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения <70>. То есть в такой ситуации, для того чтобы выполнить требования нормативных правовых актов, организация должна по предполагаемому месту установки ККТ сначала встать на учет в налоговом органе как по месту нахождения обособленного подразделения, а уже после регистрировать в этом налоговом органе контрольно-кассовую технику. Хотя, повторимся, ответственность за использование ККТ, установленной в месте, отличном от указанного при ее регистрации, действующим законодательством не предусмотрена.
--------------------------------
<57> Пункт 1 ст. 23, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
<58> Пункт 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ; Постановления ФАС ВСО от 15.05.2007 N А69-2603/06-3-Ф02-2744/07; ФАС УО от 02.11.2006 N Ф09-9722/06-С5; ФАС МО от 03.05.2007 N КГ-А40/1959-07.
<59> Постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А33-2517/07-Ф02-4660/07; ФАС ЗСО от 28.08.2007 N Ф04-4807/2007(36306-А03-37); ФАС МО от 30.05.2005 N КГ-А40/4508-05; ФАС ПО от 03.07.2007 N А65-23376/2006-СА2-11; ФАС СЗО от 27.03.2006 N А56-22487/2005.
<60> Постановление ФАС МО от 03.05.2007 N КГ-А40/1959-07.
<61> Пункты 2, 3 ст. 61 ГК РФ; п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
<62> Пункт 3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 18.07.2003 N 14-П; Постановления ФАС ДВО от 13.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5353; ФАС МО от 30.05.2005 N КГ-А40/4508-05; ФАС СЗО от 21.02.2007 N А56-58777/2005, от 22.12.2006 N А56-13379/2006; ФАС СКО от 25.06.2007 N Ф08-3628/2007-1476А; ФАС ЦО от 13.10.2003 N А23-322/03Г-12-41.
<63> Часть 1 ст. 53 АПК РФ; пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ; Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ; Постановления ФАС МО от 02.11.2006 N КА-А40/10640-06, от 24.10.2006 N КГ-А40/10076-06.
<64> Приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
<65> Статья 14.5 КоАП РФ.
<66> Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.
<67> Пункт 1 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; ст. 14.5 КоАП РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.
<68> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
<69> Приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
<70> Пункт 15 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.