И самое главное - перечень помещений, где обслуживают посетителей, определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Речь идет о договорах купли-продажи или аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), техническом паспорте на него, планах, схемах, экспликациях, разрешении на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п. (письмо МНС России от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026).
То есть, если имеющиеся документы оформлены так, что в помещении нет площадей, отведенных для непосредственного обслуживания покупателей, не возникает и торгового зала (письмо Минфина России от 3 марта 2005 г. N 03-06-05-04/49). Например, не появляется торгового зала, если товары доставляются на дом покупателю и оплачиваются при получении. А в магазине лишь оформляются договоры. В таком случае надо говорить именно о торговом месте. То есть о месте, где совершается сделка купли-продажи.
Можно платить налог с торгового места и в другой ситуации. Если в аренду получена лишь часть торгового зала без права пользования подсобными, складскими и административными помещениями. Согласно статье 346.27 НК РФ в площадь торгового зала входит часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, а также площади контрольно-кассовых узлов и кабин, рабочих мест обслуживающего персонала, проходов для покупателей.
Таким образом, существует множество особенностей налогообложения в розничной торговле, сумма уплаченных налогов и сборов нередко зависит от выбранного режима налогообложения. С другой стороны, при выборе одного из них необходимо тщательно следить за оформлением и сдачей отчетности, так как налоговые органы осуществляют повышенный контроль за такими организациями.