Конечно, роман популярного писателя - не учебное пособие для предпринимателей, тем не менее, не случайно, что Сантьяго увидел первую причину не очень успешного ведения торгового бизнеса именно в неудачной презентации товара, размещенного на грубо сколоченных столах и полках, которые заменяли тогда витрины в нашем современном понимании.
Сегодня интуитивное знание предпринимателей, занимающихся торговлей, подтверждается исследованиями в сфере маркетинга. Понятно, не каждый владелец магазина, а тем более небольшой торговой точки, может позволить себе заказать полномасштабное маркетинговое исследование - как правило, данные, которые можно получить, заплатив за аналитическую работу соответствующих исследовательских агентств и бюро, заменяются в данном случае собственными представлениями о ведении бизнеса и, в частности, об оформлении магазина. Цель данной статьи - предоставить информацию предпринимателям и тем заинтересованным лицам, которые в силу различных причин испытывают ее недостаток при выборе торговых витрин для своих магазинов.
Рыночным отношениям в нашей стране примерно двадцать лет, такое же время развивается торговый бизнес и, соответственно, оборудование, призванное оптимизировать его ведение; витрины в этом случае не исключение. В памяти свежи воспоминания о «технологическом» торговом оборудовании советских времен - неказистые прилавки, гудящие холодильники и морозильники в торговых залах; картину дополнял хмурый, неприветливый персонал. В данном случае и не ставились задачи выгодного позиционирования товаров для привлечения клиентов - в условиях хронического дефицита лучшим средством, обеспечивающим присутствие покупателей в магазине, было простое наличие товара в нем. Об эффективности, экономичности, эстетике торгового оборудования говорить не приходилось; эти понятия входят в лексикон специалистов только с приходом рынка.
Перечислять российских производителей, работающих в данном сегменте, нет смысла - рынок действительно перенасыщен предложениями, однако, элитная торговая мебель отечественными разработчиками представлена слабо. Именно здесь, в основном, работают представители западных компаний, специализирующихся на производстве технологического оборудования; в основном, это итальянские (более дорогие наименования) и турецкие компании. Такая их продукция пользуется все большим спросом особенно в последнее время, когда отмечается прирост торгового сектора не только за счет открытия магазинов эконом-класса, но и благодаря появлению различного рода элит-бутиков, специализированных магазинов, фэшн-салонов.
Сами по себе витрины весьма разнообразны - это и понятно, десятилетия развития бизнеса в нашей стране, который на начальном этапе подпитывался западными разработками при отсутствии своих, не могли не сказаться в итоге на ассортименте продукции и ее детальной специализации. В зависимости от особенностей конкретного магазина (специфики торговли, объемов продаж, величины торговой площади, расположения, региона страны и т. д.) в эту группу понятий современные предприниматели включают собственно витрины и прилавки, а также горки и стеллажи, различную стеклянную торговую мебель, модульные системы, металлические шкафы и островные системы; сюда же можно отнести различные холодильные шкафы и витрины. Такое разнообразие продукции не случайно - вся перечисленная торговая мебель призвана наиболее выгодно, наиболее удачно представлять товар, делать его привлекательным для клиентов, вызывать желание приобрести.