Российский союз промышленников и предпринимателей направил в министерство экономического развития замечания к новому законопроекту о внесении изменений в Гражданский кодекс. По мнению экспертов РСПП, законопроект нуждается в существенной доработке. «Необходимость внесения системных изменений в гражданское законодательство, в том числе в ту его часть, которая регулирует корпоративные отношения, давно назрела, - отмечается в документе, опубликованном пресс-службой министерства экономического развития. - С позиции представителей бизнес-сообщества и экспертов российская правовая система в части, регламентирующей предпринимательство, недостаточно конкурентоспособна». В качестве подтверждения Союз приводит данные недавно опубликованного Всемирным Банком рейтинга стран мира по легкости ведения бизнеса. Россия в этом рейтинге занимает 123 позицию из 183, при этом по такому показателю как «Создание предприятий» наша страна находится на 108 месте, по уровню обеспечения защиты инвесторов - на 93 месте, а по действующему порядку ликвидации юридических лиц - лишь на 103 месте. «В этой связи предлагаемые изменения в гражданское законодательство должны оцениваться, прежде всего, с точки зрения удобства их применения, - отмечается в документе. - Однако принятие подготовленного законопроекта может привести к значительному снижению привлекательность отечественной правовой системы как в глазах российских предпринимателей, так и зарубежных инвесторов».
С точки зрения бизнес-сообщества наибольшие опасения вызывают следующие нормы:
1. «Передача органам юстиции функций по государственной регистрации юридических лиц всех организационно-правовых форм». Эта норма, по мнению РСПП, повлечёт для хозяйствующих субъектов рост временных и финансовых затрат, которые будут особенно высоки в переходный период. «Принимая во внимание то обстоятельство, что территориальные органы министерства юстиции России в настоящее время не имеют необходимых ресурсов для эффективного осуществления указанных функций, существует риск значительных расходов федерального бюджета с весьма сомнительным эффектом в результате», - отмечается в документе. Кроме того, отделение системы государственной регистрации юридических лиц от системы налогового учета неизбежно приведет к увеличению сроков государственной регистрации и постановки на налоговый учет организаций.
2. «Введение юридической экспертизы уставов юридических лиц». Эта экспертиза, по мнению РСПП, лишена смысла, поскольку положения уставов, противоречащие действующему законодательству, являются ничтожными, а факт прохождения процедуры государственной регистрации не означает признания за такими положениями юридической силы. Обязательная юридическая экспертиза содержания уставов приведёт к созданию необоснованного административного барьера и будет сопряжена с риском коррупционных проявлений в системе государственной регистрации юридических лиц.
3. «Изменение требований к уставному капиталу хозяйственных обществ и некоммерческих организаций». «Практика показывает, что интересы кредиторов едва ли могут быть реально защищены за счёт уставного капитала, - отмечают эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей. - Гарантией интересов кредиторов является наличие у организации ликвидных активов, за счёт которых могут быть удовлетворены их требования». Закреплённые в предлагаемой редакции требования к минимальному размеру уставного капитала (0.5 млн. рублей для обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих организаций, осуществляющих приносящую доходы деятельность; 5 млн. рублей для акционерных обществ; 100 млн. руб. для публичных акционерных обществ), по мнению РСПП, являются чрезмерными. «Для значительной части добросовестных участников гражданского оборота подобные требования, с учётом обязанности оплатить минимальный уставный капитал деньгами, с экономической точки зрения будут создавать заградительные барьеры для начала предпринимательской деятельности, особенно в сегментах малого и среднего бизнеса», - говорится в документе. Ведение же предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя влечет риски обращения взыскания на все личное имущество гражданина и не обеспечивает в должной мере возможности объединения ресурсов нескольких лиц. Это, как считают в РСПП, может стать значительным фактором для отказа от реализации предпринимательской активности населения.
4. «Введение дополнительных требований к компаниям иностранных (оффшорных) юрисдикций». По мнению экспертов РСПП, не представляется возможным поддержать эту норму, содержащуюся в пункте 8 статьи 51 предлагаемой редакции Гражданского кодекса, согласно которой юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций, может осуществлять предпринимательскую деятельность в России при условии депонирования в органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. «Предлагаемая норма не согласуются с международным частным правом, устанавливающим, что вопросы правоспособности юридического лица и внутренние отношения определяются на основании права страны, где учреждено юридическое лицо (так называемый «личный статут юридического лица»)», - говорится в заключении на законопроект. Как указывают эксперты, на практике учредители, не желающие афишировать свой контроль над юридическим лицом, обеспечивают участие в нем не напрямую, а через другие оффшорные компании. В связи с этим депонирование информации об участии в иностранном юридическом лице не приведет к раскрытию сведений о реальных бенефициарах.
5. «Нотариальное удостоверение решений органов управления хозяйственных обществ». Это нововведение, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей, представляется чрезмерно обременительным для участников корпоративных отношений, поскольку совершение предусмотренных им нотариальных действий сопряжено со значительными денежными расходами, в которые включаются нотариальный тариф, оплата выезда нотариуса (по практике в Москве - не менее 5 тыс. руб.), а также плата за услуги правового и технического характера.
6. «Установление двузвенной модели корпоративного управления, при которой функцию управления осуществляет правление (совет директоров, дирекция), а функцию контроля - наблюдательный совет». РСПП считает, что необходимо предоставить участникам хозяйственных обществ право свободного выбора модели корпоративного управления, которая отвечала бы целям и специфике деятельности компании.
7. «Ограничение свободы определения условий акционерных соглашений (соглашений участников)». По мнению экспертов РСПП, эта норма в предлагаемой редакции противоречит основной идее института акционерных соглашений, который направлен на расширение свободы участников корпоративных отношений.
8. «Обязанность участника воздержаться от конкуренции с товариществом или обществом». «Данная норма, по сути, является ограничением свободы экономической деятельности, - считают в РСПП. - Кроме того, предложенная инициатива в случае её реализации поставит под вопрос существование крупных холдингов, объединяющих в том числе и конкурирующие компании».
9. «Обязательное нотариальное удостоверение сделок, подлежащих государственной регистрации». Эта новация, по мнению РСПП, вызовет возникновение дополнительных денежных и временных затрат у участников гражданского оборота (например, необходимость получения «свежих» выписок из Единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, без которых нотариусы не совершают нотариальных действий). Кроме того, не исключены ситуации, при которых нотариусы будут отказывать в оформлении сложных сделок в связи с невозможностью их точной оценки на предмет соответствия законодательству.