Компания Вестор – торговое оборудование
Производство, продажа,
установка, монтаж,
обслуживание
Москва, м. Полежаевская
ул. Мнёвники, д.6
пн.-пт.: 09:00 - 18:00
корзина пуста
Вы здесь: Новостные ленты / Новости / В Государственной думе обсудили концепцию нового закона о размещении госзаказов

Новости


Необходим новый федеральный закон о размещении государственных заказов, который будет исходить из презумпции добросовестности заказчика и станет эффективным инструментом в его руках. Об этом говорили участники круглого стола на тему «Новая концепция федерального закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд». Новую концепцию, разработанную Комитетом Государственной думы по строительству и земельным отношениям, представил глава комитета Мартин Шаккум. Он предложил участникам мероприятия обсудить принципиальные и системные ошибки, сложившиеся в результате закупочной деятельности. «Только понимая, почему и в чем мы заблуждались, можно найти правильную дорогу», - считает депутат, который отметил, что государство в лице правительства, не как регулятор, а как обычный хозяйствующий субъект, выходит на открытый рынок и осуществляет закупки для государственных нужд. Задача правового регулирования - установить такие правила поведения для представителей государства, в рамках которых они действовали бы как представители эффективного собственника. «Если моделировать поведение эффективного собственника в рамках действующего Федерального закона № 94-ФЗ, возникает вопрос - сможет ли сегодня идеальный чиновник выйти на рынок и купить наилучший товар по наименьшей цене?» - поинтересовался Мартин Шаккум. Было отмечено, что ни в данном законе, ни в иных нормативных правовых актах нет понимания и подходов к определению справедливой цены закупки. Вследствие этого пробела Федеральный закон № 94-ФЗ путем административных процедур пытался определить эту цену, однако не решил эту задачу.

«Вторая принципиальная ошибка: собственник только тогда может быть эффективным, когда имеет критерии и процедуры оценки результатов своей деятельности. Но ни 94-й Федеральный закон, ни другие нормативные правовые акты не дают ответа на вопрос, как оценивать эффективность закупочной деятельности. Сегодня эффективность сведена к одному параметру - снижение стартовой цены. Каков полученный результат - никто не оценивает», - цитирует слова главы Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума пресс-служба Государственной думы. В отсутствие стартовой цены и критериев эффективности закупок в 94-м законе была сделана попытка найти «волшебную» универсальную процедуру, когда недобросовестный заказчик должен был приобрести у недобросовестного поставщика наилучший по качеству и наименьший по цене товар. Такой процедурой явился электронный аукцион, который, по мнению господина Шаккума, годится только для простых каталожных товаров или биржевой торговли, но неприменим для технически сложной продукции, подрядных работ. При этом одновременно был открыт допуск на рынок для всех без исключения желающих исполнить заказ. В итоге закон дает конкурентные преимущества недобросовестным подрядчикам, которые демпингуют и судятся - все козыри у них в руках. Получается, что если в странах с развивающейся экономикой закон работает по принципу «закупать лучшее у равных», в странах с развитой экономикой - по принципу «закупать лучшее у лучших», 94-й Федеральный закон привел к ситуации «закупать что попало, у кого попало», считает глава Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной думы . «Красивая идеология о выходе на рынок всех желающих сработала с точностью до наоборот. Если раньше необходимо было договариваться только с недобросовестным заказчиком, то сегодня это приходится делать и с заказчиком, и с другими подрядчиками, и с контролирующими органами. В результате коррупция расцвела пышным цветом», - заявил он. Последствия этих концептуальных ошибок, по словам депутата, таковы: 1) все многообразие закупок сведено к применению универсальных процедур, не учитывающих специфику различных видов закупок. В результате увеличились недобросовестная конкуренция, массовый характер приобрели «перепродажа» государственных контрактов, сговор поставщиков. Закон привел к провоцированию демпинга; 2) участились случаи срыва сроков исполнения государственных контрактов, некачественного исполнения контрактов; 3) не работает институт обеспечения исполнения обязательств по контракту; 4) при формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен или отсутствует вообще; 5) электронные площадки, которые должны были способствовать оперативности размещения заказа, не работают в нормальном режиме. 

Господин Шаккум объяснил, каким, по мнению разработчиков концепции, должен быть новый закон. Во-первых, эффективность закупочной деятельности государства должна обеспечиваться совокупностью законов и иных нормативных правовых актов. Нельзя в рамках одного закона, который регулирует только процедуры, решить эту сложную задачу. Закон должен исходить из презумпции добросовестности заказчика, стать эффективным инструментом в его руках. В свою очередь, добросовестность заказчика должна обеспечиваться всей совокупностью законодательства, в том числе и уголовным законодательством, и законом о закупках. Этот закон должен обеспечивать открытость и прозрачность деятельности заказчика. Во-вторых, ключевое звено в осуществлении закупок - это ГРБСы (государственные распорядители бюджетных средств - министерства и ведомства). «Мы должны обеспечить эффективность их деятельности. Для этого правительство должно подготовить инструментарий для определения диапазона справедливой цены и определить критерии эффективности заказчика», - заявил господин Шаккум. Деятельность ГРБСов должна оцениваться через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Еще один ключевой вопрос - персонификация ответственности заказчиков, участников размещения заказов и контролирующих органов за срыв размещения заказа и исполнения контракта. Необходимо четко установить формы такой ответственности. 

Мартин Шаккум перечислил основные положения нового закона: 1) закон должен устанавливать различные способы размещения заказа и устанавливать их особенности; 2) выделяются 5 видов закупок: простые (каталожные) и стандартно-сопоставимые товары, работы, услуги; технически сложная продукция, в том числе НИОКР, НИР; закупка лекарств; строительный подряд; произведения литературы и искусства, объекты интеллектуальной собственности; 3) устанавливаются критерии допуска и оценки предложений: должны оцениваться способность выполнить работы и оценка качества выполнения работ. В частности, для строительного подряда будут предусмотрены следующие особенности: размещение заказа исключительно путем проведения конкурса; на стадии предквалификации оценивается наличие квалифицированных работников, опыта выполнения аналогичных работ, финансовая устойчивость компании; оценка заявок должна осуществляться по таким критериям, как цена контракта (значимость критерия не более 50%), квалификация участника конкурса, технологические решения, срок выполнения работ, срок и объем предоставления гарантий; 4) уточнение института обеспечения исполнение обязательств по контракту - предусматривается предоставление исключительно банковской гарантии; 5) формирование профессионального состава конкурсных и аукционных комиссий - привлечение независимых экспертов на возмездной основе, дополнительная оплата сотрудников за участие в работе комиссий; 6) экономическое стимулирование заказчиков - средства от экономии должны поступать в самостоятельное распоряжение заказчиков; 7) повышение информационной открытости закупок - ведения баз данных о закупках на сайтах отраслевых федеральных органов, сведение информации по всем закупках уполномоченным органом на едином сайте.

21 марта 2011 г

<<<

 

 
Компания «Р’ЕСТОР» © 1994 - 2024: торговое оборудование.
ВНИМАНИЕ! Вся информация, представленная на сайте, как то: цены, характеристики, цвета и др., не является публичной офертой ни при каких условиях, а носит исключительно информационный характер.

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг сайтов о торговом оборудовании