По мнению специалистов, для решения сложной проблемы сворачивания в нашей стране торговли в условиях кризиса необходим ответить на массу вопросов: как повысить покупательскую способность, что делать с налогами, где найти доступное торговое оборудование и т. д. Найти пути выхода из сложившейся ситуации попытались 22 апреля участники круглого стола, прошедшего 22 апреля в Центральном доме журналистов. Дискуссия была выстроена как трехсторонний диалог государства, бизнеса и СМИ, в ходе которого представители законодательной власти, журналисты и бизнесмены смогли обменяться мнениями в поисках наиболее эффективного взаимодействия в реализации антикризисной программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Руководитель «Центра социальных инициатив» Владимир Бекетов отметил, что до кризиса в сфере малого и среднего бизнеса происходили позитивные изменения: число занятых в этом секторе в 2008 году превысило 19 млн. человек, а доля в экономике - 15%. «Для нашей страны это позитивная динамика, но в условиях кризиса ситуация может поменяться в худшую строну», - подчеркнул он. Ссылаясь на данные мониторинга, проводимого в марте организацией «Опора России, В. Бекетов сообщил, что до 41% выросла доля компаний, считающих, что позитивных изменений не предвидится, в начале года таких было только 26%. При этом только 27% компаний верят, что улучшения произойдут уже через месяц. Кроме того, более 20% компаний оценивают свое состояние как хорошее, 30% дают негативную оценку. В рейтинге острых проблем бизнеса первое место занимает падение спроса - так считают 44% респондентов, на втором месте - проблема доступа к кредитным ресурсам. 44% испытывают большие сложности с привлечением кредитов, 28% - не имеют доступа к кредитам. Каждый десятый предприниматель отмечает возросшую активность проверяющих организаций. Чтобы остаться на плаву, 60% компаний намерены сокращать издержки, 23% - менять ассортимент, 33% - пойдут на сокращение персонала или заработной платы сотрудникам, 13% - готовы снизить цену на продукцию или услуги. «Фактически, малый и средний бизнес ждет от власти целевых антикризисных мер. Наиболее действенные из них: доступ к кредитованию, налоговые каникулы и замораживание тарифов. Требуется также законодательная и информационная поддержка малого и среднего бизнеса», - пояснил руководитель «Центра социальных инициатив».
Главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова не стала рассуждать о том, как СМИ могут помочь малому бизнесу. Судя по ее выступлению, у издания хорошо налажено информационное взаимодействие с представителями малого бизнеса. Основываясь на анализе поступающих «жалоб» от малого бизнеса, Т. Иванова отметила, что сегодня нужно ставить вопрос не о поддержке малого бизнеса, а о том, как создать нормальные условия для работы бизнеса. Прежде всего, необходима реформа налогового администрирования. Главный редактор газеты «Экономика и жизнь» считает, что действенной мерой для малого бизнеса может стать норма, по которой предприниматель, заплатив патент на бизнес один раз в год, может работать без налоговой отчетности. Сегодня есть налоговые льготы для малого бизнеса, однако отчетность нужно сдавать полным пакетом, а это весьма затратно по времени и стоимости услуг. Она также высказала мнение, что на развитии малого бизнеса сказывается отношение к нему муниципальной власти. «Именно муниципальные власти отбили у малого бизнеса желание заниматься чем-либо в принципе. Мы получаем множество писем, в которых бизнес указывает, что во все вопросы, связанные с выкупом, арендой недвижимости, активно вмешивается административный ресурс. Фактически, расчищается площадка для родственников, друзей, своих людей», - пояснила Т. Иванова. Она считает, что законодательные решения принимаются очень своевременно. Например, связанные с обеспечением доступа малого бизнеса к госзаказу; Но на уровне реализации все не так просто. У МБ, как правило, недостаточно оборота, но заказчик не задумывается об этих проблемах. Как следствие - никакой предоплаты не предусмотрено, и оплата происходит после выполнения работ и только в случае, если у заказчика будут деньги на казначейском счете. Сегодня последнее условие включается в контракт как «форсмажорное обстоятельство».
Представитель Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова считает, что в условиях кризиса предприятия из-за падения спроса теряют рентабельность. И очень важно, чтобы все принимаемые законы «не вредили» малому бизнесу. В частности, она коснулась рассматриваемого сегодня в ГД РФ проекта закона об ограничении табакокурения в публичных местах. Если закон будет принят, то предприниматели-владельцы кафе и ресторанов будут обязаны создать специальные зоны для курения в помещениях с площадью более 50 кв. метров. Вопрос с помещениями площадью менее 50 кв. метров будет зависеть от решения местной власти. «Как чиновник захочет, так и будет, а это чистая коррупция», - пояснила она; по ее мнению, принятие подобных законов - это «дополнительная головная боль для бизнеса». Владельцы больших ресторанов должны задуматься о строительстве перегородок для зон табакокурения. А это справки, согласования и разрешительная документация.
Депутат Государственной думы Владимир Мединский был настроен более оптимистично по вопросу будущего развития малого бизнеса в России. Он считает очень действенными принятые Правительством РФ антикризисные меры, направленные на поддержку малого бизнеса. В частности, принято решение, по которому закон об ограничениях проверок малого бизнеса вводится в силу на месяц раньше запланированного. Кроме того, депутаты Госдумы настаивают на увеличении суммы оборота до 100 млн. для малых компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения. Правительство предлагает ограничиться 60 млн. рублей, поэтому окончательное решение будет дискутироваться. Касаясь планов по принятию закона об ограничении табакокурения в публичных местах, В. Мединский пояснил, что в принципе позиция по ужесточению требований к табачным изделиям и ограничение курения очень правильная, так как это забота о здоровье нации. При этом его не смущает, что вопрос с помещениями площадью менее 50 кв. метров будет зависеть от решения местной власти.
По итогам круглого стола был сделан вывод, что необходима согласованность позиций власти, СМИ и общественных организаций по вопросу поддержки малого бизнеса. От законодателей требуется больше прислушиваться к мнению общественных организаций, защищающих интересы МБ. СМИ, в свою очередь, должны более взвешенно оценивать все законодательные инициативы, касающиеся малого бизнеса, а общественные организации - занимать более активно позицию посредника между бизнесом, СМИ и властью.