Более 70 тысяч подписей граждан собрали представители инициативной группы, выступающие за исключение из Гражданского кодекса России статьи 1487, которая ставит вне закона деятельность т.н. параллельных импортёров. Как сообщил сегодня, 13 января, на пресс-конференции в Москве лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, вступившая в силу в 2008 году 4-я часть Гражданского кодекса устанавливает запрет на ввоз в страну оригинальных товаров без согласия самого правообладателя.
По его словам, 15 января этого года Высший арбитражный суд на совместном заседании с пленумом Верховного суда должен дать толкование существующей норме. Лысаков считает, что в случае ее сохранения в законодательстве малый бизнес понесёт существенные потери, в невыгодной ситуации окажутся и потребители. «Сегодня мы можем сделать выбор в пользу официальных дилеров или частных предпринимателей. Если кодекс оставят без изменений, то такого права у нас больше не будет», - считает Лысаков. Он предлагает изменить содержание статьи 1487 с тем, чтобы закон содействовал развитию цивилизованного конкурентного рынка, а не монополизма. «Мы считаем, и в этом нас поддерживает Федеральная антимонопольная служба, что не следует ограничивать малый бизнес, поставляющий в Россию оригинальный товар правообладателей, легально введенный в оборот за рубежом», - отметил лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». По его мнению, 4-я часть Гражданского кодекса в нынешней редакции позволяет таможенным органам выдвигать обвинения добросовестным предпринимателям в незаконном использовании товарного знака, по существу приравнивая приобретенный ими товар к контрафактному, а значит подлежащему изъятию.
Лысаков надеется, что судьи Арбитражного и Верховного судов примут решение с точки зрения здравого смысла. Он сообщил о готовности оспаривать отрицательный для них вердикт, в том числе посредством акций протеста. «Социальные последствия от сохранения статьи 1487 в законодательстве будут гораздо тяжелее, чем в Приморье после вступления в силу решения правительства о повышении ставок пошлин на иномарки. Увеличение таможенных сборов на импорт автомобилей иностранного производства покажется цветочками по сравнению с тем, что ждёт наших граждан, если не изменить Гражданский Кодекс. Ведь в российской глубинке нет офисов официальных дилеров, следовательно отечественный потребительский рынок ждёт крах», - сказал Лысаков. Он прогнозирует также ухудшение качества товаров, предлагаемых фирмами напрямую от производителей. В качестве примера Лысаков привёл случай, когда одна из крупных зарубежных компаний поставляла в Россию йогурт. «На первом этапе к нам поступал товар, который реализовывался и на внутреннем рынке. Но потом официальный дилер начал завозить йогурт из третьих стран. Ухудшение качества молочного продукта заметили все. Если исчезнут добросовестные импортёры, то будет некому поставлять оригинальный товар иностранного производства».
Он рассказал, как недавно в Воронеже таможенные органы конфисковали томограф, предназначенный для детской клиники. По предварительной информации, аппарат приобрела коммерческая фирма по заказу лечебного учреждения. Таможенники его конфисковали на основании того, что покупатель не имел согласия от правообладателя данного томографа на ввоз в Россию, что было расценено как незаконное использование товарного знака.
По оценкам президента некоммерческого партнерства «Независимые импортеры» Михаила Кулябина, оставление законодательства без изменений приведёт к банкротству сотен частных фирм, специализирующихся на импорте товаров из-за рубежа. «Без работы останутся десятки тысяч людей. Исчезнет конкуренция, значит - следует ожидать роста цен у дистрибьюторов», - уверен Кулябин. Он считает, что если оставить всё как есть, то в России на порядок увеличатся объемы контрабанды, а спрос спровоцирует рост производства контрафактной продукции.