В последние годы большинство предприятий строили свой бизнес с помощью кредитных средств. Сегодня этот источник для многих компаний иссяк. Кризис доверия заставляет банки с крайней осторожностью подходить к кредитованию предприятий. В этой ситуации в первую очередь страдает самый рисковый для банковского сектора заемщик - малый и средний бизнес (МСБ).
Первая половина года, до наступления кризиса, прошла без серьезных изменений на рынке кредитования МСБ. «Продуктовые линейки банков существенно не менялись, разве что расширились границы сегментирования среднего бизнеса, а также увеличились максимальные суммы кредитования до 60 .. 75 млн. руб.», - говорит Артем Мордвинкин, заместитель начальника управления кредитования МСБ БТА Банка.
Однако Антон Лупанов, замдиректора департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка, считает, что, наоборот, активно развивались и другие банковские и небанковские финансовые структуры - вводились новые кредитные продукты, совершенствовались старые, внедрялись новые, дополнительные услуги.
«Что касается тарифов, то до сентября 2008 г. ставки по кредитованию и прочие тарифы были стабильны с тенденцией к снижению. С началом мирового финансового кризиса практически все банки стали ставки поднимать, а некоторые банки и вовсе прекратили предоставление кредитов МСБ, вследствие чего значительно снизились объемы банковского финансирования бизнеса в целом», - объясняет Антон Лупанов.
«Значительные изменения произошли и в предложениях банков - в связи с принятием антикризисных мер продуктовые линейки сократились до минимума, процентные ставки увеличились в среднем до 24-25% годовых», - продолжает Артем Мордвинкин.
Таким образом, начиная с IV квартала текущего года ситуация на рынке значительно изменилась на фоне первой волны финансового кризиса в России. «Многие банки перестали кредитовать вообще, часть банков «закрылась» для новых клиентов, осуществляя только кредитование уже действующих заемщиков», - рассказывает Артем Мордвинкин.
«Одной из наиболее явных тенденций этого года стало сокращение количества банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу», - отмечает Чаба Зентаи, руководитель блока «Малый и средний бизнес» Альфа-банка.
Тенденциями развития сектора кредитования МСБ в 2008 г., по мнению Антона Лупанова, были увеличение предложений со стороны банков, усиление между ними конкурентной борьбы, развитие партнерских программ, так называемых программ «лояльности», внедрение специализированных кредитов на приобретение автотранспорта и спецтехники, производственного и торгового оборудования, коммерческой недвижимости.
Необходимо отметить, что с каждым годом малый и средний бизнес становится все более открыт по отношению к банкам. Компании понимают, что они не просто берут кредит, а привлекают инвестиции в свой бизнес, и все больше предпринимателей начинают выводить свою деятельность из тени, тем самым повышая привлекательность к инвестированию в свои предприятия. Это помогает банкам постоянно совершенствовать технологии кредитования, снижать предъявляемые требования к компаниям. А такие действия приводят в первую очередь к повышению качества работы с клиентом и ускоряют процедуру рассмотрения заявки на кредит.
Однако в связи с разразившимся в нашей стране финансовым кризисом, объемы выдачи кредитов несколько сократились в последнее время. «В основном это связано с тем, что банк изменил требования к своим потенциальным заемщикам, повысились требования к финансовой отчетности компаний, предлагаемому обеспечению и пр. Кредиты на длительные сроки сейчас менее предпочтительны, кредитам в иностранной валюте уделяется повышенное внимание», - комментирует Андрей Пучков, заместитель начальника отдела кредитования малого и среднего бизнеса ЮниКредит Банка.