Лизинговые компании не ждут увеличения спроса на торговое оборудование. В условиях дефицита средств даже крупные игроки откладывают переоборудование до лучших времен. Если еще год назад отраслевые аналитики были уверены, что рынок финансовой аренды торгового оборудования ждет небывалый подъем: стабильный рост оборотов розничной торговли на 20% в год стал самым сильным аргументом в пользу оптимистичных прогнозов. Однако антикризисный пересмотр инвестиционных планов крупными ритейлерами, общий дефицит кредитных ресурсов, а также начавшееся массовое закрытие существующих торговых точек и, как следствие, затоваривание рынка более дешевым, бывшим в употреблении оборудованием отбрасывает назад этот сегмент лизингового рынка.
Пример - Москва. В 2007 году объем новых сделок с торговым оборудованием здесь составил 1,3 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2006-м. Однако темпы прироста данного сегмента в прошлом году сократились практически вдвое по сравнению с динамикой 2005-2006 годов: пик бурного развития розницы и всей торговой инфраструктуры пришелся как раз на этот период. Но даже в лучшие времена, когда банки охотно кредитовали лизингодателей, доля новых сделок по торговому оборудованию оставалась ничтожно малой - менее 2% в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний.
С обострением финансового кризиса в сентябре спрос вообще пошел на убыль. Общее замедление деловой активности уже привело к спаду прямых продаж, отразилось это и на сотрудничестве с лизинговыми компаниями. До кризиса именно свободный доступ к кредитным ресурсам любой длины и объема позволял компаниям, особенно крупным сетевым игрокам, не экономить на оснащении магазинов. Так, минимальная стоимость оборудования магазина формата «у дома» площадью 100-150 кв. м составляет от 25 до 45 тыс. евро (от 880 тыс. рублей). В эту сумму включено лишь самое необходимое -холодильное оборудование, стеллажи, витрины, причем - российского производства. Цена же оснащения гипермаркета продвинутым импортным торговым оборудованием, позволяющим увеличивать объемы выкладки товаров до 50%, может достигать 1 млн евро.
Фактически сегодня услуги лизинга доступны только крупным ритейлерам. В лизинговых компаниях не скрывают, что не желают рисковать на сделках со среднеликвидным товаром, который устаревает каждые два-три года, поэтому вынуждены идти на существенные ограничения по работе с потенциальными клиентами. Например, в Москве большинство лизинговых компаний просто отклоняют заявки мелких и даже средних торговых предприятий. Средняя сумма договора по торговому оборудованию составляет от 1,5 до 6 млн рублей. В свою очередь в регионах лизинговые компании также не могут похвастаться большим спросом на свою продукцию, однако, здесь базовые условия, например, по авансу, пока остались на докризисном уровне.