Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в ИФНС до 4 августа текущего года, может применяться дальше, если она <4>:
- включена в госреестр;
- исправна и опломбирована;
- на момент регистрации в ИФНС соответствовала всем необходимым требованиям.
Ни проходить перерегистрацию в ИФНС, ни получать какие-либо дополнительные документы на такую технику не нужно.
(!) Если используемая вами модель ККТ исключена (или будет когда-нибудь исключена) из Государственного реестра, то вы можете, как и прежде, продолжать ее использовать до истечения нормативного срока амортизации <5>. Однако что такое нормативный срок, опять нигде не определили. Поэтому продолжает действовать правило, согласно которому нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимателем) самостоятельно исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска <6>.
К сведению
Последний вариант списка моделей ККТ, включенных в Государственный реестр, можно посмотреть на сайте Федерального агентства по промышленности в Интернете по адресу: http://www.rosprom.gov.ru/docs/3423.doc.
Важное изменение коснулось порядка снятия с учета в ИФНС ККТ, исключенной из госреестра, нормативный срок амортизации которой истек. Новое Положение определило, что при истечении нормативного срока амортизации налоговая инспекция вправе самостоятельно снять ККТ с учета, о чем она обязана уведомить пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока <7>. То есть теперь налоговая инспекция может снять ККТ с регистрационного учета и только после этого уведомить вас об этом, направив уведомление по почте. И пока уведомление будет идти к вам, может получиться так, что вы будете пользоваться незарегистрированным кассовым аппаратом (что приравнивается к неприменению ККТ). Поэтому важно самим следить:
- за информацией об исключении каких-либо моделей ККТ из госреестра;
- за моментом истечения срока амортизации по моделям ККТ, исключенным из госреестра.
После истечения срока амортизации ККТ вам не следует ее больше использовать. Ведь применение ККТ, не зарегистрированной в ИФНС, влечет взыскание штрафа <8>:
- с должностных лиц организации или предпринимателя - от 3000 до 4000 руб.;
- с организации - от 30 000 до 40 000 руб.
Ранее действовавший порядок предусматривал, что налоговая инспекция за 30 дней до истечения срока применения ККТ обязана уведомить организацию (предпринимателя) - пользователя о снятии кассового аппарата с учета <9>. Поэтому в ситуации, когда налоговый орган заранее не уведомлял организацию (предпринимателя) о снятии с регистрации, а потом штрафовал за применение незарегистрированной ККТ <10>, суды отказывали во взыскании штрафа <11>.
(!) Требования, которые установило правительственное Положение в отношении технических характеристик ККТ, разрешенной к применению, касаются производителей этой техники <12>. Вам же как пользователям при покупке новой ККТ нужно удостовериться, что она содержит знак "Государственный реестр" установленного образца. Ведь производитель может нанести этот знак только на ККТ, которая удовлетворяет всем предъявляемым к ней требованиям <13>.
(-) Наиболее спорные требования к техническим характеристикам ККТ введены в отношении расчетов с использованием платежных карт. Так, установлено, что при получении оплаты посредством платежной карты ККТ, кроме кассового чека, должна распечатывать документ, подтверждающий факт расчета с использованием платежной карты <14>. В принципе, любая ККТ в чеке печатает вид оплаты. Но ведь новое Положение обязывает печатать отдельный документ, кроме кассового чека. Обычные ККТ этого не умеют, то есть производителям придется их переоборудовать.
Вводится также требование о том, что <14>:
- либо устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ;
- либо ККТ должна обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием карты.
Встроенные считыватели магнитных карт пока есть только в POS-терминалах или POS-системах, которые, прямо скажем, не дешевы. А что такое "обеспечивать ввод информации", не оговорено. К примеру, можно ли осуществлять такой ввод вручную с клавиатуры ККТ, взяв информацию с документа, отпечатанного терминалом?
Отметим, что приведенные требования, очевидно, не распространяются на кассовые аппараты, уже зарегистрированные в ИФНС по состоянию на 4 августа этого года. Но при покупке ККТ после указанной даты, если вы планируете принимать от клиентов оплату посредством платежных карт, вам лучше уточнить, удовлетворяет ли ККТ описанным условиям.
Правда, введя указанные требования к техническим характеристикам ККТ, законодатель не установил ответственность за их невыполнение. И будет ли расценено применение ККТ, не удовлетворяющей указанным требованиям, как вообще неприменение ККТ, покажет практика.
(!) На каждый приобретаемый кассовый аппарат поставщик должен выдать паспорт (в общем-то, как и сейчас <15>), в который будут вноситься все отметки: о регистрации, перерегистрации, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, снятии с учета в ИФНС и т.д. <16>.
(!) Определены сроки, в течение которых нужно хранить документы, связанные с эксплуатацией ККТ. Как минимум 5 лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить <17>:
- документы на приобретение ККТ (в частности, товарную накладную);
- паспорт ККТ;
- акт о вводе ККТ в эксплуатацию;
- документы по эксплуатации ККТ (в частности, договоры о технической поддержке);
- акт о выводе ККТ из эксплуатации.
Использованные контрольные ленты (ЭКЛЗ) и накопители фискальной памяти также нужно сохранять в течение 5 лет с даты окончания использования <18>.
(!) Следите за тем, чтобы ежегодно, после прохождения технического обслуживания в ЦТО или у поставщика ККТ, на ту сторону корпуса кассового аппарата, которая обращена к покупателю, наносился знак "Сервисное обслуживание" установленного образца (его должен утвердить Минфин) <19>. После каждой проверки исправности ККТ, ее ремонта или технического обслуживания поставщик или ЦТО должны наклеивать на кассовый аппарат марку-пломбу (необратимо разрушающуюся или деформирующуюся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ) <20>.
(+) Порядок регистрации ККТ в налоговом органе не изменился. Как и в настоящее время, для постановки ККТ на учет необходимо подать в ИФНС заявление по установленной форме. Проблема только в том, что новая форма такого заявления пока не утверждена налоговой службой. И до ее утверждения налоговые органы, скорее всего, будут принимать заявления по старой форме <21>. К заявлению нужно приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с поставщиком или с ЦТО (то есть, как и сейчас, регистрация ККТ в ИФНС возможна только после заключения договора о технической поддержке) <22>.
Регистрация ККТ в налоговой инспекции не должна занимать более 5 рабочих дней (как и раньше). По итогам регистрации вам выдадут карточку регистрации ККТ <22> и вернут паспорт и договор о технической поддержке. В паспорте будет сделана отметка о регистрации, заверенная печатью налогового органа <23>.
Аналогичный порядок действует при перерегистрации ККТ (к примеру, при переходе в другой ЦТО, при изменении адреса установки ККТ): вы должны представить в ИФНС заявление в произвольной форме (позже форма такого заявления, может быть, будет утверждена ФНС России), приложить к нему паспорт ККТ и карточку регистрации. Срок перерегистрации также составляет 5 рабочих дней <24>.
(+) Теперь четко определено, что регистрировать ККТ нужно <25>:
- организации - в ИФНС по месту своего нахождения или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет использоваться обособленным подразделением;
- предпринимателю - в ИФНС по месту жительства.
(+) Для снятия ККТ с регистрации нужно подать в ИФНС только:
- заявление в произвольной форме;
- паспорт ККТ;
- карточку регистрации.
В течение 5 рабочих дней налоговая инспекция сделает в паспорте отметку о снятии ККТ с учета и вернет его вам, а карточку регистрации оставит у себя <26>.
Отметим, что новое Положение не обязывает налоговую службу утверждать форму заявления о снятии ККТ с регистрации, так же как и форму заявления о перерегистрации ККТ <25>. Именно поэтому мы и предлагаем воспользоваться для этих действий произвольной формой. Но не исключено, что ФНС проявит инициативу и разработает формы указанных документов.
(-) Новое Положение так и не определило порядок многих процедур, например фискализации, оформления передачи ККТ в ремонт. До апреля текущего года сроки прохождения этих процедур и представляемые в ИФНС документы были указаны в Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков <27>. Но в настоящее время Единый стандарт отменен, так что все эти вопросы так и остались нерешенными.
Да и вообще, для того чтобы Положение о регистрации и применении ККТ заработало в полной мере, потребуется напрячь свои творческие и дизайнерские способности еще и налоговой службе, Минфину, Минпромэнерго, Минэкономразвития. В частности, им дополнительно нужно утвердить следующие документы:
- положение по техническим характеристикам и параметрам функционирования ККТ (утверждается Минпромэнерго России) <28>;
- форму заявления о регистрации ККТ в налоговом органе и форму карточки регистрации (утверждаются налоговой службой) <25>;
- образец паспорта ККТ и образец идентификационного знака ККТ (утверждаются Минпромэнерго России) <25>;
- образцы знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" (утверждаются Минфином России) <29>;
- образец марки-пломбы (утверждается Минпромэнерго России) <30>.
До тех пор пока указанные документы не будут приняты, в этой части будет продолжать действовать старый порядок.
-------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
<2> Приказ Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
<3> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
<4> Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
<5> Пункт 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 5 Положения.
<6> Пункт 3.2 Положения о порядке ведения Государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации, утв. Решением ГМЭК по ККМ от 22.10.1993, Протокол N 3; Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
<7> Пункт 19 Положения.
<8> Статьи 14.5, 2.4 КоАП РФ.
<9> Пункт 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
<10> Статья 14.5 КоАП РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.
<11> Постановления ФАС ВСО от 27.03.2007 N А19-26810/06-36-Ф02-1552/07, от 20.02.2007 N А19-24613/06-Ф02-676/07; ФАС ЗСО от 20.06.2007 N Ф04-4100/2007(35523-А03-32); ФАС ДВО от 28.03.2007 N Ф03-А73/07-2/277; ФАС МО от 29.03.2007 N КА-А40/2062-07; ФАС СЗО от 29.06.2006 N А42-13767/2005; ФАС УО от 15.02.2007 N Ф09-404/07-С1.
<12> Пункты 3, 4 Положения.
<13> Пункты 3, 11 Положения.
<14> Пункт 6 Положения.
<15> Пункт 8 Положения, утв. Решением ГМЭК по ККМ от 06.03.1995 N 2/18-95.
<16> Пункт 8 Положения.
<17> Подпункт "г" п. 13, п. 14 Положения.
<18> Пункт 14 Положения.
<19> Пункт 7 Положения.
<20> Пункт 10 Положения.
<21> Приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
<22> Пункт 15 Положения.
<23> Пункт 17 Положения.
<24> Пункт 16 Положения.
<25> Пункт 15 Положения.
<26> Пункты 16, 17 Положения.
<27> Утвержден Приказом ФНС России от 02.09.2005 N САЭ-3-25/422@ (утратил силу).
<28> Пункт 4 Положения.
<29> Пункты 7, 11 Положения.
<30> Пункт 10 Положения.