Управление Федеральной Налоговой Службы России по г. Москве
--------------------------------------------------------------------------------
Письмо
21 сентября 2007 N 22-12/091498
О применении контрольно-кассовой техники организациями, оказывающими туристические услуги, а также о порядке оформления документов, подтверждающих оплату услуг и факт получения предоплаты
Управление ФНС России по г. Москве <...> сообщает следующее.
1. Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон
N 54-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
наличные денежные предприниматели, осуществляющие наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, обязаны
применять контрольно-кассовую технику (ККТ), включенную в Государственный
реестр.
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать
покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты
отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных
предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров (услуг,
работ) до их предоставления покупателю (клиенту).
2. В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 (в ред.
постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 743, от
27.08.2007 N 542), формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином
России.
Министерство финансов Российской Федерации приказом от 09.07.2007
N 60н для оказания услуг в сфере туризма утвердило форму бланка строгой
отчетности "Туристская путевка" и признало утратившим силу письмо Минфина
России от 10.04.96 N 16-00-30-19 об утверждении формы бланка строгой
отчетности ТУР-1 "Туристская путевка".
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
3. В случае получения организацией, осуществляющей туристскую
деятельность, частичной оплаты (предоплаты) наличными денежными
средствами (с использованием платежных карт) за оказание туристских услуг
применение контрольно-кассовой техники обязательно. При окончательном
расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через
ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих
документов и выписывается бланк строгой отчетности "Туристская путевка"
на полную стоимость услуги.
Такой же позиции относительно применения ККТ в случае получения
аванса за оказание туристских услуг придерживается Минфин России (письмо
от 08.12.2005 N 03-01-20/5-231), Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ
(постановление от 21.03.2006 N 13854/05).
Действия организации неправомерны, если в подтверждение полученной
предоплаты оформляется приходный кассовый ордер, форма которого не
утверждена Минфином России в качестве документа строгой отчетности,
приравненного к кассовому чеку при ведении наличных денежных расчетов с
покупателем (клиентом, заказчиком). Данное нарушение является основанием
для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за
осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом
случаях ККТ в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.