Эти контрольные мероприятия - прерогатива налоговых органов. Они вправе проверить соблюдение организациями требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на предмет использования исправной ККТ, опломбированной в установленном порядке, зарегистрированной в налоговых органах и обеспечивающей надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), проконтролировать полноту учета выручки, выдачу кассовых чеков. При проверках налоговые инспекторы могут:
- визуально наблюдать за продажей товаров (оказанием услуг) покупателям (клиентам);
- приобретать в личное пользование для собственных нужд товары (услуги) <3>;
- проверять документы, характеризующие статус организации (индивидуального предпринимателя), устанавливать личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.), документов на право ведения той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистрацию организации (индивидуального предпринимателя) и постановку ее (его) на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п.;
- проверять соответствие применяемых моделей ККТ требованиям Реестра <1>, классификатора ККТ, установленным срокам использования моделей, исключенных из Реестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККТ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККТ, пломб и др.;
- сверять фактическое место установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ, устанавливать путем осмотра внешнего состояния ККТ тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полноту напечатанных на нем реквизитов и т.д.;
- проверять имеющиеся контрольные ленты, особенно в местах обрыва (обращается особое внимание на порядковые номера на ленте, дату и время совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д.); нулевые чеки (их количество, время пробития) и, если их несколько в течение смены, устанавливать, чем вызвана такая необходимость; наличие прошитого и скрепленного подписью и печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста, надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги) <2>.
--------------------------------
<3> Правомерность такого вывода подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2005 г. по делу N А56-41328/04). Минфин России придерживается такой же точки зрения в Письме от 7 февраля 2006 г. N 03-01-15/1-23.
<1> Правила ведения государственного реестра контрольно-кассовой техники и требования к его структуре и составу утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. N 39.
<2> См. Приказ УМНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. N 189, Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Госналогслужбой России и ДНП России 29 июля, 3 августа 1994 г. N НИ-6-14/281/ВЯ-1155.
Проверки проходят на плановой основе, при этом положения Закона N 134-ФЗ не применяются (Письмо МНС России от 21 декабря 2001 г. N ШС-6-14/967). В первую очередь в планы проверок включаются организации, в отношении которых имеется информация о нарушении ими законодательства о применении ККТ. Далее проверяются организации, на которых подобные контрольные мероприятия ранее не проводились, и организации, которым установлены сроки для устранения допущенных нарушений.
Как известно, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут за собой административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ <3>. За нарушение, выразившееся в невыдаче чека покупателю и (или) отсутствии ценника на товар, административная ответственность предусмотрена ст. 14.15 КоАП РФ.
--------------------------------
<3> О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин - см. Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16.