Заправка, замена или слив технического масла - операции, которые сопровождают данное конкретное холодильное устройство на протяжении всей его «жизни». Поэтому, продолжая серию публикаций, направленных на повышение уровня технической грамотности при эксплуатации подобной техники, нельзя не остановиться на описании правильного выполнения таких операций.
В начале - о технике безопасности. Емкость с маслом следует держать запечатанной до момента использования, нельзя переливать масло из одной емкости в другую, саму заправку надо выполнять крайне аккуратно, поскольку при этом, если процедура выполнена с нарушением технологии, в систему может попасть воздух и влага. Далее, перед удалением использованного масла из компрессора следует надевать защитные очки и резиновые перчатки. Заправлять его следует перед заправкой хладагента, таким же количеством, как удаленное. Для этого необходимо иметь вакуумный насос, зарядный шланг с отсекающим вентилем и манометр. Однако, обо всём по прядку.
Заправка масла грамотно осуществляется следующим образом. Перед выполнением этой операции систему вакуумируют, затем закрывают оба сервисных вентиля на компрессоре и соединяют вакуумный насос с одним из них. Уменьшают давление в компрессоре до незначительного положительного значения давления приблизительно в 0,1 бар и останавливают насос. Откручивают масляную пробку с компрессора и привинчивают зарядный шланг с закрытым отсекающим вентилем. Затем открывают всасывающий сервисный вентиль и пускают достаточное количество паров хладагента в компрессор из системы, чтобы создать минимальное давление, закрывают его и открывают отсекающий вентиль на зарядном шланге - для удаления воздуха. Чтобы начать непосредственно заправку, конец зарядного шланга необходимо опустить до дна емкости с маслом, после этого закрывают отсекающий вентиль, запускают заново вакуумный насос (когда давление в компрессоре опуститься ниже атмосферного), открывают отсекающий вентиль и заполняют маслом компрессор до необходимого уровня. Важный момент - при заправке компрессора не следует опорожнять емкость с маслом полностью, так как возможно попадание воздуха в компрессор, небольшое количество масла к максимальной его зарядке может быть добавлено пользователем масляным шприцом.
Следующая процедура, которую приходится время от времени делать, - замена масла; она нужна потому, что с течением времени масло как рабочее тело «срабатывается», темнеет и разлагается, например, из-за недостаточного осушения холодильной системы и вакуумирования агрегата. С другой стороны, в холодильных машинах масло должно быть чистым и светлым - светлый цвет необходимо поддерживать в процессе всего периода эксплуатации. Отметим при этом, что если холодильная установка работает нормально с момента запуска, производить замену не требуется даже после нескольких лет работы.
Слив масла необходим: при замене хладагента в системе; в результате ухудшения состояния масла и как следствие образования кислоты во время обслуживания; после сгорания электродвигателя компрессора. Удаление из компрессора осуществляется следующим образом: герметизируют соединительный шланг и вакуумный шланг вверху емкости, закрывают оба сервисных вентиля на компрессоре, запускают вакуумный насос, после чего масло вытекает из компрессора в емкость. Иногда применяют другой метод: в компрессоре создают давление хладагентом, через сервисный всасывающий вентиль впускают достаточное количество паров хладагента для создания положительного давления в картере. В этом случае масло вытечет из компрессора в емкость. Однако, следует иметь в виду, что этот метод удаления масла менее эффективен, чем предыдущий.
Для адекватного объяснения необходимости проведения двух последних процедур - замены и слива масла - производители компрессоров предусматривают следующую периодичность отбора проб масла: через один месяц после начала работы новой установки или после ремонта, через три месяца при непрерывной работе установки или через четыре месяца, если установка работает с перерывами.